Моя рецензия к роману "Мастер и Маргарита".
В литературе существует очень много примеров, когда в центральную сюжетную линию произведения выносится тема, актуальная со времен сотворения Земли – борьба Света и Тьмы, бесконечное противостояние без побед и поражений. Чем дольше существует наша планета, тем актуальнее этот вопрос. Одно литературное произведение противоречит другому, и никакого консенсуса нет. А чтобы человек смог компетентно ответить на вопрос о том, что такое добро и что такое зло, ему придется прожить как минимум лет двести. И все равно вряд ли он найдет ответ. У каждого свое мнение на этот счет. Исключением не стал и Михаил Булгаков, создавший одно из величайших произведений русской классической литературы – «Мастер и Маргарита».
О чем же это произведение? Сложно ответить однозначно: в романе описываются три мира, диаметрально противоположных и настолько разных, что читателю остается лишь удивляться метаморфозам, которые происходят с человеческим обществом в процессе его эволюции. Какие же это три мира?
Первый мир – это скудный, пролетарский, даже жлобский уровень жизни Москвы в 20-е годы. Бесконечные конторы, заполнение бумажек, спектакли в заскорузлом Варьете, мошенничество, воровство и практически начисто лишенный здравого смысла народ. МАССОЛИТ - дом писателей и критиков, мнящих о себе как о некоем гениальном сообществе, пропагандирующих атеизм и прочие жизненные принципы, искренне верящих лишь в то, что только деньги смогут сделать человека счастливым, и что Иисуса Христа не существовало, и что наличие Бога на небе – сказки для глупцов. В те времена о своем неверии во Всевышнего можно было говорить совершенно свободно, писать об этом и воспевать мизерные потребности как нечто наиболее важное и существенное в жизни человека. Наглядными представителями такого мира были литературный критик Михаил Берлиоз и поэт Иван Бездомный. Берлиоз проповедовал отсутствие Христа и то, что народ давно и основательно перестал верить в Бога. А если Иисус все же существовал, как утверждали некоторые, то нужно было непременно предоставить какие-нибудь доказательства его жизни. Иван Бездомный лишь соглашался с Берлиозом, однако, имел на этот счет свое мнение. Москва не верила ни во что, кроме денег, бумажек и спокойного размеренного образа жизни. Одни кропали стишата, вторые критиковали произведения, третьи жилили валюту… В общем, типичный пример фальши и бутафорства.
Второй мир – это уже мир сверхъестественный. Это мир, доступный для понимания лишь тем, кто действительно видит не только глазами, но и сердцем. Тем, кто способен чувствовать, мыслить неформально, воспринимать то, что всем кажется чудовищным, как нечто особенное, возможно, даже прекрасное и необходимое. Это мир Воланда, профессора черной магии, ну, или просто дьявола. Конечно, всем известно, что дьявол – враг не только человечества, но и Бога – в первую очередь! Библия рассказывает нам о массе предательств, преступлений и совращений человека, попавшего под влияние нечистой силы. Возникает вполне естественный вопрос: это какой же такой прекрасный мир может быть у дьявола? Преисподняя, что ли? Но! Но! Сам же Воланд говорит словами Гете, автора оперы «Фауст»: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо!» Какое же такое благо совершает Воланд? Об этом речь пойдет позже. Представителями мира сверхъестественного и являются бедный писатель мастер, коротавший дни в клинике для душевнобольных, за то, что его посчитали психом и асоциальной личностью, и его подруга Маргарита, жившая в готическом особняке с мужем, которого терпеть не могла, хотя тот просто бросил мир к ее ногам. Мастер написал роман о Понтии Пилате, и, перечитывая его, едва не трехнулся на самом деле. Мастер – человек нестандартный во всех смыслах этого слова, он загадочен и прекрасен, и он же стал жертвой черствого и малодушного человеческого общества. Люди создали ему настоящий ад – и особенно постарались литературные критики, которые в пух и прах разнесли в газетах его великий роман, и называли мастера «воинствующим старообрядцем». Для профессионала, человека, который знает свое дело, который по природе своей создает прекрасное, такое отношение к его труду смерти подобно. Мастера дрожь продирала до мозга костей, когда он переворачивал листки своего творения… Он его не закончил и сжег. А рукописи горят плохо. Бедного мастера преследовали ночные кошмары, какие-то щупальца, лезущие в окно, тени, крики и… гробовая тишина. Он расстался с женщиной своей мечты Маргаритой, чтобы та, в конечном счете, не оказалась рядом с ним в одной палате, и долгие годы страдал. Страдала и она. Каждое утро она просыпалась и хотела утопиться. А во сне она видела его и каждый раз верила, что еще увидит. Она даже не знала, жив ли он. И вдруг все меняется. Она видит сон, в котором он зовет ее… И получает чудодейственный крем от Азазелло, приспешника Воланда, который дал ей возможность летать. Она невидима, и способна отомстить всем обидчикам своего возлюбленного…Первым же, кто погубил ее мастера, был критик Латунский. Из настрадавшейся и фактически убитой горем тридцатилетней женщины, которая давно уже забыла, как выглядит улыбка, Маргарита превращается… в ведьму. При этом она сразу молодеет лет на десять, в ее глазах появляется огонек, которого раньше не было: это огонек радости, но не человеческой, а сатанинский. Она радуется легкости во всем теле, летая над ночной Москвой, и просто хохочет, пытаясь, наконец, поверить в то, что она свободна. Она долетает до дома Латунского.....И крушит там все, с дьявольским восторгом мстит она за страдания своего возлюбленного. Все то, что в ней накопилось за годы одиночества, за годы мук и неведения, она изливает на предметах мебели в квартире ненавистного критика Латунского....Затем улетает прочь, на реку, с размаху прыгает в воду и наконец-то понимает - вот она, свобода! Конец страданиям, можно дышать полной грудью и забыть о боли....
...