Вы видели на улице людей, будто сошедших с черно-белых фотографий? Черная одежда, черно-белое лицо и такое же черно-белое настроение. Знакомьтесь – это готы.
Не надо искать в словарях значение этого слова. Словарь традиционен. Готы – племя восточных германцев, живших на южном побережье Балтийского моря в I веке нашей эры. Наши же «черно-белые» представители уходят корнями в конец
70-х годов прошлого века. Дать точное определение, кто такой гот, практически невозможно. Можно быть готом и при этом не слушать готическую музыку, можно обожать эту музыку, но не быть готом. К тому же в готике сейчас появилось огромное количество течений. Вообще, самое главное – это определённое состояние души. Постоянная депрессия, меланхолия, утончённое отношение к жизни, отстранение от мира, одиночество. Ну и, понятное дело, - постоянные разговоры о смерти. Хотя самоубийц среди готов не больше, чем среди остальных людей. Просто они относятся к смерти как к единственному способу очистить эту жизнь. Смерть постоянно рядом, и никто не знает, когда она придёт за тобой. Готы не боятся её. Они её понимают.
Главная фишка любого гота – внешность. Не узнат гота в толпе невозможно. Хотя опять же – сказать, как точно должен выглядеть гот, нельзя. Есть те, которые предпочитают закосить под старину (широкие юбки, фотфорты, камзолы, корсеты).
Некоторые наоборот – латекс, винил, кожа. Но и у тех и у других, как правило – чёрные ногти, чёрная помада, чёрный макияж и белоснежная кожа. В общем, как пела «Агата Кристи»: «Я крашу губы гуталином, я обожаю чёрный цвет…»
Кстати, в готической культуре нередко стирается граница между полами. Причём как во внешности (гот в юбке и с маникюром вовсе не голубой, он просто андрогинный - т.е. "бесполый" - весь грим направлен на то, чтобы скрыть свою половую принадлежность, а пристрастия к сексу среди готов считаются извращением, инстинктивной потребностью, но не более того), так и во всем остальном соблюдается равноправие полов.
Волна панк-музыки в Англии стала сходить на нет, и сам панк как стиль стал видоизменяться. Появился так называемый «темный панк» – более депрессивная музыка, не ставящая перед собой никаких задач, и исполнители, предпочитающие более декадентский стиль в одежде. Претерпел изменение и девиз – Punks Not Dead трансформировалось в Goth’s Undead. С тех пор готы и смерть – идущие рядом понятия. "Для меня музыка не главное, – говорит Димитрий, истинный гот, как он себя называет. – Все эти молодые девчонки, слушающие HIM и Лакримозу (популярные готические группы), накрасят тушью ресницы и губы и считают себя готами. Другие бегают ночью на кладбище: тоже думают, что этот поступок – пропуск в готы. Глупость все это. Здесь дело даже не в отношении к миру, а в отношении мира к тебе. Ему на тебя наплевать. Ты один. Еще одна точка на черно-белом рисунке…"
Современная готика – это пристрастие к мрачному восприятию мира. Это романтически депрессивный взгляд на жизнь. Это направление – не только в музыкальном, но и в художественном искусстве, фотографии. Примером может служить картина, на которой девушка вскрывает себе вены и пишет на стене кровью I Love You. Готам присущи замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.
Из дневника гота:
«Убей себя! Освободи мир от лишнего паразита. Пойми, что ты никому не нужен. Убедись, что никто не любит, не плачет, не вспоминает, не скучает».
Вот такие депряки. Но не все так плохо. Количество самоубийств среди готов не превышает статистики среди обычного населения. Молодые занимаются самоуничтожением и самоотрицанием больше на словах. Мазохисты, обиженные на весь мир. Для них все, все, все, что вокруг, – серость. Единственное, что может раскрасить этот грустный мир, – смерть. Не зря же готов молодежь между собой называет неудачниками. Кстати, еще одно пристрастие готов – кладбища. Для гота так же прекрасен вид кладбища, как для японца-эстета вид цветущей вишни.
Из дневника гота:
«Одиночество готово раздавить меня громыхающими раскатами тишины, давящей теснотой пустоты, ослепительной яркостью мрака... Пожалуй, нет ничего страшнее на свете, чем одиночество. Одиночество приходит неожиданно, захватывает врасплох, пленяет, и ты понимаешь, что нет ничего ужаснее, нет ничего нестерпимее пустоты вокруг. Незачем кричать, все равно никто не услышит, а кричать хочется, хочется орать во все горло от жгучего чувства пустоты. Как страшно осознавать свою ненужность».
– Понимаешь, настоящих готов в Алматы раз-два и обчелся, – продолжает рассказывать Димитрий. – Людей, которые действительно разбираются в этом вопросе, мало. Хотя существуют Vampyre Goth, Western Goth, FetishGoth, CyberGoth и многие другие. У нас же готы – это молодежь, слушающая депрессивную музыку, одевающаяся однотипно. Они сканировали внешний облик готов, не очень понимая философию такой жизни. Поэтому их называют «бэби-готы» или «мини-готы». Малыши. Они ни к чему не могут относиться серьезно. Для них это просто очередное модное увлечение и способ пощекотать нервы. Сейчас в Интернете более 8000 сайтов о готах. Появилось такое понятие, как «нетготы». Люди, общающиеся в Сети на готические темы, обсуждающие проблемы отношений с окружающим миром и поиска места в нем. Люди посерьезнее говорят о поиске жизненного пути. Как становятся готами? Просто. Когда обществу нет до тебя дела, ты начинаешь думать готично.
То, о чем говорит Димитрий (настоящее имя – Дима, но Димитрий ему больше нравится), правда. Оглянитесь. Все изменилось. Яркая одежда заменяется черной, на смену слову «гламурно» приходит «готично». Пока это только модная тенденция, но ведь есть и проблема. Готы – слабые люди? Или готы – норма для жестокого равнодушного общества?
Что я думаю о готах?
Большинство из нас наверняка при слове "гот" сразу кривятся и заявляют: "Ой, это такой кошмар! Полнейшая деградация и конченность человека, клинический случай!" Вспомним фразу в одной из песен Лаури Илонена "Life Burns": "We have no sympathy for the lost souls!", что переводится, как "мы не испытываем симпатии к потерявшимся душам". Возможно, это так и есть, но что, если попытаться взглянуть на эту проблему с другой стороны? "Слуги тьмы!" - так их без зазрения совести называют некоторые "знатоки" классовой структуры общества, наивно полагая, что если гот одевается во все черное, значит, он явно прислужник ада. Чушь собачья! Быть готом - вовсе не значит быть злым. Очень многие думают, что если человек опускается на дно жизни и превращается в реального пофигиста, то готика - это как раз то, что ему нужно. Одеваются в черное, красят черным глаза - и уже готы! Нет, готика - это целый мир, настоящее искусство! В чем, спросите, это выражается? Постараюсь ответить.
Мы с вами, точнее, большинство представителей нашего общества, давным-давно сделали для себя вывод, что наша жизнь - это черно-белая полосатая зебра. Когда на нас одна за другой валятся неудачи, проблемы, когда нам кажется, что мир - это лишь монолитный серый кусок цемента, который как ни пытайся, не расколешь, что мы не можем ничего изменить и отчаялись думать, как выпутаться из всех облепивших нас траблов, мы невольно начинаем мыслить о том, чтобы уйти из жизни. Нет, я не имею в виду суициды и летаргические сны. Я говорю о том, что человек перестает воспринимать окружающую действительность такой, какая она есть, и ищет убежище. Каждый из вас наверняка произносил такую фразу хотя бы раз: "Так и хочется зарыться в яму подальше ото всех!" Боль и слезы - постоянные спутники человека на протяжении всей его жизни, просто одни умеют справляться с неудачами, а другие предпочитают уйти в иной мир. Их мировоззрение меняется коренным образом. Возьмем, к примеру, монастырь. Кто там служит? Монахи! Они служат Богу и находят утешение в молитвах, постах, они смотрят на иконы и просят прощения и благословения. Иногда люди, которые сбились с жизненного пути, уходят в монастырь и лечат душевные раны, дают обет молчания и клятву очиститься от грехов мирской жизни. И это не выдумки, это факт! Вспомните рок-оперу "Юнона и Авось". Юная девушка Канчита прождала Николая Рязанова тридцать с лишним лет, а когда узнала, что он умер, ушла в монастырь и до конца своих дней молчала, лишь только молитвами и жила. Можете себе представить, какую страшную боль она испытывала? Таких примеров из истории и литературы можно привести массу. И не стоит смеяться над монастырскими порядками. Если вы оказались около монастыря и увидели надпись над входом: "Если ты устал от жизни мирской, войди в эти двери", не стоит приписывать рядом: "А если нет, позвони по такому-то телефону!" Это не смешно.
Белая же полоса жизни - это то, к чему мы стремимся, преодолевая неудачи. Но смак весь в том, что не все способны достичь белой полосы. Те, кто не справился, изменяются и отдают предпочтение минимализму. И считают, что самый верный выход - это смерть. А как мы, нормальные люди, воспринимаем смерть? Для нас это самое ужасное, что только может быть, для готов же - самое прекрасное. Почему? Потому что они видят в смерти не только исчезновение человека, они видят начало новой жизни, но уже за пределами этого мира. Они верят, что небо - это сила, это спасение для всех падших, заблудших и грешных душ, которые раскаиваются в своих поступках. Уходя под землю, человек предстает перед Судом Неба, где решается, куда должна отправиться его душа - в ад или в рай. Не стоит путать это с религиозным фанатизмом, иметь свой взгляд на вещи - право каждого. Одним словом, готы - это неформалы. Мы всегда косо поглядываем на тех, кто не живет по фальшивым принципам нашего общества и не считает красивым то, что вызвает у нас восторг. Готы видят красоту в обновлении и очищении. На мой взгляд, это правильно.
Подвиды готов.
Androgyn Goth - "бесполые" готы. Весь макияж направлен на скрытие половой принадлежности. Корсеты, бандажи, юбки, латексная и виниловая одежда, высокие каблуки, ошейники. В данной сфере можно легко встретить мужчину в юбке и чулках, и никто никогда не скажет, что он гомосексуалист. Среди готов, кстати, чем меньше мужчина похож на мужчину, тем он привлекательнее.
Victorian Goth. Готы "викторианцы", единственные готы, которые не придерживаются черного стиля и имеют естественный цвет волос. Девушки носят корсеты, широкополые юбки, веера, перчатки, мужчины - фраки, камзолы, ботфорты. Лично мне эти готы нравятся больше всех.
Corporate Goth. Готы, работающие в офисах и фирмах, в общем, "корпоративные" девушки и юноши, одетые во все строгое и черное, минимум украшений и макияжа.
Fetish Goth. Готы-фетишисты, но не те фетишисты, о которых вы подумали, а те, которые пристально следят за своим внешним видом. Модный и экстравагантный наряд для них важнее, нежели философия их жизни.
Punk Goth Стиль готов-ветеранов. Ирокезы, английские булавки, рваные джинсы, кожаные куртки. Практически стопроцентные панки.
Hippie Goth Стиль характерен для оккультистов или пожилых готов. Мешковатая одежда, капюшоны, плащи. Волосы естественного цвета, свободно ниспадающие, с вплетенными лентами. Амулеты, но не металлические, а деревянные или каменные, с изображением рун и других магических знаков.
Cyber Goth Это уже поновее. Киберпанковская эстетика. Активное использование техно-дизайна: шестеренки, кусочки микросхем, провода. Одежда чаще всего из винила или неопрена. Волосы выбриваются или красятся в фиолетовый, зеленый или голубой цвета.
Стиль гота.
Как объяснить черный стиль в одежде и черно-белое настроение? Не стоит путать любителей черного цвета и готов - это не одно и то же. Как распознать гота? Поясню на своем примере.
В былые времена, когда я еще была маленькая и глупая, я не воспринимала ничего, кроме попсового имиджа и филиппик типа: "Сегодня в моде открытые блузочки с фоткой Натальи Орейро на груди!" Теперь у меня это ребячество вызывает лишь ироническую улыбку. Наталья Орейро! Открытые блузочки! Боже, как это глупо! А колготки в сеточку! Мама родная! А юбки в клетку! Шотландки или очень модные еще три года назад полосатые пестрые гетры? Только теперь я поняла, что во всем этом при желании можно рассмотреть некую готическую подоплеку. Конечно, кофточка с Орейро сюда никак не катит, а вот колготки в сеточку и черные сапоги на высокой подошве или а-ля солдатские?! Суровый макияж и пышные черные волосы? Знавала я одну девушку, которая называла себя готом и хотила "мурая" по коридорам моего колледжа, заявляя, будто она гот, а готы, видите ли, не улыбаются. Так вот, не знаю, как у парней, а у девушек-готов явно не должно быть на голове банданы с черепом и костями, кою носила та девушка. И пирсинг с татуировкой тоже не обязательные элементы. И вообще, внешний вид не показатель. Можно носить красную курту, зеленые колготки, фиолетовые ботинки и думать, что ты - гот. Настоящий гот никогда не скажет: "Вот, смотрите, я гот, я неформал, а вы кто?" Нет, если вы зададите человеку элементарный вопрос: "Как тебя зовут?" и услышите в ответ что-то типа: "Когда-то в прошлой жизни звали как-то, но с тех пор как я ушел из той жизни, мне безразлично, как меня зовут. Меня никак не зовут, потому что я один в целом свете!", то не думайте, что перед вами псих, перед вами тот самый гот - они склонные давать душераздирающие и неопределенные ответы. Одной фразой могут довести нормального человека до обморока. Все хором кричат: "Избегайте людей в черном и с черной подводкой на глазах - хорошему не научат!" На мой взгляд, это панургово стадо. Куда один, туда и все. Я, например, тоже подвожу глаза темным, люблю черное и имею темные волосы, но это же не значит, что меня теперь надо обходить десятой дорогой. Многие организации по делам общественности защищают право каждого на свободу имиджа. Но ведь готика - это не просто черное платье, это субкультура, это образ жизни. Для гота одиночество - прямой путь к смерти. Ведь известно, что практически все заканчивается одиночеством.Вот ты просишь о помощи, а общество посмотрело на тебя, посмотрело, посмеялось, плюнуло и отвернулось. Ведь и такое бывает! Бывает, что ты один видишь что-то, до чего остальным нет дела, ты видишь корень проблемы, ты говоришь правду - и превращаешься в изгоя и объекта насмешек. Возможно, поэтому готы и предпочитают черный цвет. Когда ты один и ты никому не нужен, какая разница, черное платье на тебе или зеленое в горошек? Общество тебя игнорирует и не слышит. А нет ничего хуже, чем быть неуслышанным. Вскрыть вены и написать на стене "Мне жаль!" - на это отважится не каждый. А гот способен на многое, потому что он не боится боли. Больнее, чем ему сейчас, ему уже не будет.
Как одеваются готы?
Все черное, изредка - с включением красного цвета. Это понятно почему: философия упадка, депрессии и возвышенных мыслей о вечном не терпит пестроты. Из украшений - исключительно серебро (оно на черном смотрится стильнее, золото вообще не подходит). Приветствуется кожаная и облегающая одежда, но черная, естественно. Рубашки: хорошо бы из бархата или парчи, да где нароешь... Поэтому юзается шелк, но тоже – по достатку. Распространены разрезы на рукавах и брюках, обычно со шнуровкой (на колечках или цепочках), - это все от рокеров передалось. Часто встречаются одежные заимствования из прошлых эпох: например, плащи и накидки. Девушки часто носят кожаные ошейники (привет садо-мазо!) или хотя бы шейные платочки. Из обуви: готические остроносые ботинки с металлическими пряжками и вставками - это для «выходов». В повседневной жизни – туфли, гриндера и камелоты. А для девушек – облегающие сапоги с очень высокими голенищами и каблуками. На тело - драгоценные и полудрагоценные камни (желательно красные - гранат, агат, оникс). Разнообразные кольца: обычные, на ноготь, на фалангу, на весь палец. Браслеты и цепи. Диадемы. Ну и пирсинг, куда же без...!
Макияж и прическа.
Это святое. В тусовке готов пользоваться косметикой зазорным не считается никому. Настоящий гот должен выглядеть, например, как Элис Купер: бледное лицо (грим, пудра, тональный крем), глаза, подведенные черной тушью, окрашенные ресницы. Кстати, глазки, по ходу, вообще лучше черным обводить, вроде синяки. Мрачнее выглядит. Если ты ленивый гот и краситься тебя ломает, лазай везде в темных очках. Тоже неплохо. Брови обычно выбриваются, вместо них рисуются тонкие прямые линии по диагонали вверх, к вискам. Губная помада и лак для ногтей – ясно дело, тоже черные. Ну и любые импровизации в том же кладбищенском стиле: можно вставить контактные линзы со зрачком в форме черепа или летучей мыши, нарисовать узоры на лбу, щеках и скулах, или нарастить себе клыки наподобие вампирских. Что касается прически, гот должен быть или лысым или черноволосым. Ну, в крайнем случае, можно выкрасить серебряную седую прядь: некий элемент пережитых страданий, да и смотрится неплохо. Основные виды причесок, конечно, "утро в курятнике" (волосы стоят торчком в беспорядке, это привет от «новых романтиков» вроде Cure), или "pony tail" - волосы собираются в хвост на макушке (заимствование из средневековья и еще – подарок рокеров). Много реже - различные ирокезы (пучковые, двойные, зачесанные набок (ау, панки и пост-панки!).
Готический рок.
Готы слушают готическую и около-готическую музыку, то есть - раздельные музыкальные направления входящие в единое понятие "готик-сцена". Условное деление стилей готик-сцены:
• "Чистая" готика, готический рок, прото-готика, "философско-мистический рок" (gothic, gothic rock) - The Sisters of Mercy, The Mission, Bauhaus, The Fields of the Nephilim, The Cure, The Cult, Swans, Joy Division, The Merry Thoughts, Clan of Xymox, Dreadful Shadows и др.
• В славянском выражении - мрачный рок ("sad" slavic rock) - лаконично-философский Виктор Цой (группа КИНО), языческая Алиса, изменчиво-электронный Наутилус Помпилиус, простая Агаты Кристи и надрывные Кому Вниз.
• Готик-метал и близкие к нему жанры (gothic metal, love metal etc): Type o Negative, Lacrimosa, Paradise Lost, Theatre of Tragedy, Nightwish, Tiamat, HIM, Within Temptation, Tristania, Evereve, Lacuna Coil и др.
• Готик-электроника и близкие или пограничные стили: "холодно-романтическая" электроника , "темна волна" электроники (dark wave, synth pop, EBM, dark electro, goth synth) - Deine Lakaien, Wumpscut, Depeche Mode, Front 242, De/vision, VNV Nation, VNV Nation, Razed in Black, In Strict Confidence, Camouflage и др. • Готик-индастриал и близкие к нему жанры (goth industrial, industrial / electro crossovers, industrial) - Das Ich, Oomph!, Curve и, Rammstein, Nine Inch Nails etc. • Радикальные и идеологически-окрашенные стили: мистическая, христианская, языческая, нацистская, сатанинская готика (dark folk, pagan gothic, christian gothic, occult gothic, satan gothic) - Inkubbus Sukkubus, Current 93, Death in June, Sol Invictus, Marylin Manson, Saviour Machine, Christian Death, Faith and the Muse и др. • Наиболее известная около-готическая музыка или же музыка с элементами готики (ее часто слушают потенциальные готы и готы): U2, Линда, Garbage, Mylene Farmer, Tori Amos, Nick Cave, Enigma, Gregorians, Би-2, Tricky, Midnight Oil, Nick Cave, Angelo Badalamenti, Leonard Cohen и др.
По каким критериями относят группу к готик-сцене?
Для этого есть сформированный последним десятилетием набор критериев. Эти критерии используют как музыкальные эксперты, так и сами готы. Группа относиться к готик-сцене (и может называться общим термином "готика") если:
1) группу относит к сцене профилирующая "готик"-пресса (ZILLO, ORKUS, SONIC SEDUCER, DNA, GOTHIC и другие)
2) промо-компания группы осуществляеться через промо-агентуры готик-сцены
3) упоминание в книгах посвященных готике (Matzke & Seeliger, Baddeley, Mercer)
4) группа выступает на готик-фестивалях и других форматных событиях
5) материалы группы представлены в сетах форматных "gothic" DJ's на готик-пати
6) опциональный критерий: группа издает свои альбомы на форматном лейбле
Существует также:
7) субъективный критерий: группа слушаема и очень популярна среди готов. Факт такого приводит к тому, что вступают в силу критерии № 2-4, а потом и № 1. В результате группа начинает относиться к готик-сцене. Таким образом готик-сцена разрастается за счет поглощения близких к готике групп и направлений. Такой ход развития порождает уже 20 лет постоянные традиционные раздоры между готами разных поколений и вкусов о том, какие группы "настоящая" готика, а какие - нет. Каждая новая группа или направление в готик-сцене наталкивается на отрицание поклонников других саб-жанров сцены.
Именно из-за этих формальных критериев к готик-сцене и относят совершенно разносторонние группы. Таким образом и NIGHTWISH и FRONT 242 относят к одной сцене и называют общим термином "готика".
Готическая музыка - не зависимо от того, насколько тяжелая - готический рок, готический метал или готик-электроника - всегда возвышенная, сверх-эмоциональная, мрачная или холодная (печальная) музыка с "ангельскими" женскими бэк-вокалами, элементами хорового пения, колоколами, достаточно частым использованием драм-машин, и вставками "темной электроники". Основной вокал - это мощный или отстраненный "готический" голос (в большинстве случаев, мужской) или женский - вкрадчивый проникновенный, ведьмовской. Иногда злой шепот. Тексты - в спектре от сугубо философских и романтических до сугубо жизненных, мистических, языческих, "темных" и т.д. В большинстве случаев, объединение всех этих элементов и дает музыке статус "готической".
Готик-группы
Группа считается безусловно готической (готик-группа), если, играя готическую музыку, участники еще и придерживаются готик-имиджа - черный цвет одежды, общая стилистика, серебро. Для однозначного определения "готическая" желателен также соответствующая готик-, вамп-косметика.
Почему "готик-сцена" и "готы", а не "темная сцена" и "темные"?
Выражения "готик-сцена" (gothic scene) и "темная сцена" (schwarze szene) являются синонимами, и это уже давно подтвердили крупнейшие музыкальные критики и идеологи готики, многие из которых стали соавторами наиболее авторитетной в мире книги о готике "Das Gothic & Darkwave-Lexikon" - Peter Matzke (WAVE GOTIK TREFFEN), Tobias Seeliger ("GOTHIC"), Dirk Hoffmann ("ZILLO"), Thomas Thyssen ("SONIC SEDUCER, ORKUS"). В Америке также главными является термин "готик-сцена" (источник: американский идеолог готики Gavin Badelley, книга "Goth chic: a guide to dark culture"). В Германии используют родные термины, употребляя "gothic musik" и "schwarze szene", а готов называя "gruftie". В Украине используются родные и уже популярные понятия "готик-сцена" и "готы". В Германии говорят "Ich hoere Gotik-Musik" или "Ich hoere Gothic", что переводится "Я слушаю готику (готик-музыку)". Фразу "Ich hoere Gotik-Musik" говорят когда слушают и goth rock или gothic metal и когда слушают различные саб-жанры "готик-электроники" - dark electro, future pop, dark wave, synth pop, goth industrial, ebm и когда слушают ethereal, medieval, folk, love metal и различную музыку с элементами готики. "Я слушаю готику" говорят, когда слушают все, что относится в любой (слабой или сильной) мере к готик-сцене. Отсюда и возникает одна субкультура людей называющих себя готами, но слушающая совершенно разные группы, которые однако принадлежат к одной сцене: DEINE LAKAIEN, DIARY OF DREAMS, COVENANT, WUMPSCUT, ZEROMANCER, CAMOUFLAGE, TYPE O NEGATIVE, IN EXTREMO, TANZWUT, NIGHTWISH, HIM, RAMMSTEIN, WITHIN TEMPTATION и др. Еще раз уточним: таким образом, говоря и в Германии и в Украине "я слушаю готику", вы подразумеваете различную музыку готик-сцены. На вопрос "что конкретно из готики вы слушаете?", уже можно вдаться в детали и привести названия групп или определённого саб-жанра готики.
В последнее время в Украине и России участилась тенденция использования некоторыми готами зарубежного термина "темная сцена" для подчеркивания своей эрудированности и, иногда, с целью выделиться среди других готов. Подобная тенденция вредит развитию готик-сцены, так как, во-первых, вносит путаницу в терминологию ("темная сцена" и "темные"??) и разрушает базовый принцип готики: объединение любителей многих жанров музыки и арта под флагами понятий "готика / готик-сцена" (различные направления готик-музыки) и "готы" (те, кто слушают готику). Во-вторых, как отмечают многие, слова "темная" или "темный" имеют сложившееся негативное локальное отношение в Украине и России (и ассоциируется с сатанизмом), в то время как "готы", "готика" завоевали признание как синонимы необычной романтики и эстетики. Нужно отметить, что для существования и развития сильной готик-сцены в Украине (с фестивалями, частыми готик-пати и концертами зарубежных групп) необходимо целое поколение людей, которые осознано называет себя готами, покупает диски готик-групп, посещают вечеринки и таким образом, поддерживает и укрепляет готик-сцену. Вывод: не слушайте "эрудитов", поддерживайте свою готик-сцену и называйте себя готами, если вам дорого то, чем вы живете.
Музыка (истоки и основы)
Готика как музыка является тем, что стало ключевым элементом для входа в субкультуру совершенно разных элементов и основой для создания готической субкультуры, для появления понятия "готы". Готическая музыка - эмоционально-сильная и одновременно утонченно-романтическая как своей музыкальной структурой так и текстами. Впервые термин gothic по отношению к рок-музыке был употреблен еще в конце 60-х (для характеристики произведений KING CRIMSON и VAN DER GRAAF GENERATOR). Следует отметить, впрочем, что на рокеров (по крайней мере, на ранних этапах становления "готики") в большей степени повлияла не музыка средневековья как таковая (воздействие искусства барокко было гораздо сильнее), а, скорее, "готический" ("черный") роман и стихи эпохи романтизма (Мэри Шелли, Волпоул, Бодлер) со всей их холодной и необычной романтикой, вампирско-вурдалакской образностью, эстетикой кошмара и психологических изысканий. И в то же время различные произведения философии индивидуализма (Сартр, Камю) оказали также решающее действие. Те группы, которые в последствии, в начале 80-тых, стали фактическими основателями готики - THE SISTERS OF MERCY, BAUHAUS, FIELDS OF THE NEPHILIM, THE CURE и др. уже гармонично сочетали в своем творчество элементы как философии так и мистики, при этом подавая данную смесь, высоко-эмоционально привлекали совершенно нестандартным, невиданным колоритом и тотальной инновативностью идей сочетания музыки, имиджа, эротики, философии и др. Характерным следствием интереса групп к пограничным сторонам сознания и жизни стало воссоздание в готической музыке всего комплекса элементов различных философий, жанрово - стилевых особенностей культово-ритуального искусства, тяготение к образам религиозной экспрессии, потустороннего мира, инфернальных сил, нашедших отражение в песенных текстах, необычном имидже и сценическом действе. Если пытаться отследить эволюцию развития такого мультижанрового культурного пласта как готика, то нужно отметить, что в своем развитии "готика" прошла несколько этапов - от прото-готики рубежа 70-80-х к готик-року и начала волны dark wave, goth electronics середины - второй половины 80-х, и, далее, к многообразию "готических" направлений 90-х и до тотальной интеграции во все пограничные жанры на данный момент - 2000-ные. В результате, к началу второго тысячелетия готика - это стиль, диапазон саб-жанров которого, простирается от тяжелых готик-металлических и готик-роковых разновидностей, всех видов электроник и танцевальной музыки (dark wave, synth pop, dark electro, future pop) до чистой акустики, поп-готики, а также нео-классики - оркестровой, оперной и камерной готики, и в том числе - фолковой и этнической готики. Все саб-жанры готики равны по своей роли и важности для формирования готики как музыки так и субкультуры.
Читать дальше.