Открываем словарь латинской лексики и читаем: "Lucifer - бог утренней звезды". Что бы это значило? На самом деле в каждой религии свой трактакт на тему падших ангелов и самого главного из них - Люцифера, Дьявола или Сатаны. Почему Бог утренней звезды? Православная вера рассказывает легенду, закрепленную Библией, что этот ангел, Бог утренней звезды был самым красивым из всех ангелов, самое любимое творение Божье. И однажды этот ангел возгордился собственной красотой, любовь Бога к нему пробудила в нем тщеславие, и он начал ставить себя выше других (типичная людская ситуация, кто читал "Портрет Дориана Грэя" Оскара Уальда, поймет, что я имею в виду). В конце концов он разгневал Бога, и тот низверг ее в бездну, под землю, которую теперь мы бы назвали преисподней. Вот дословный текст из Священного Писания:
"То, что случилось с ангелом по-имени Денница, к сожалению, не сказка, а быль. Этот ангел был один из самых светлых духов, самое любимое творение Божье. Но он возгордился и не захотел исполнять волю Творца. Господь осудил его и низверг в адскую пропасть вместе с другими ангелами-отступниками. Лишившись света и блаженства (т.е. радости), падшие ангелы сделались темными, злыми духами. Теперь они называются бесами, демонами. Самый же главный из них называется, диаволом (клеветник), сатаной (противник). Дьявол научил и первых сотворенных Богом людей - Адама и Еву - не слушаться Своего Создателя (Бога) - грешить. За свое непослушание Адам и Ева были изгнаны из прекрасного райского сада Эдема".
Традиционно считается, что огонь - атрибут преисподней. Но кто может подтвердить, что в аду все горит? Ведь никто еще оттуда не возвращался! Самая страшная и угнетающая психологическая пытка - это бремя греха. В Писании говорится, что от укуса и жала греха мы сможем освободиться, взглянув на распятого Иисуса Христа, умеревшего за наши грехи. Падшие ангелы - существа, лишенные крыльев, лишенные тепла и света, отступники и злодеи. Но так ли это?
С Библией спорят многие писатели, например, Михаил Булгаков, Оскар Уайлд, Иоганн Гете. В "Фаусте" Гете явно подчеркиваются взаимоотношения Дьявола и Бога. Фауст практически явно цитирует Дьявола, который якобы говорит Богу: "Зачем же ты сотворил столько людей, что они у тебя гибнут, точно муравьи?" В Библии говорится о благочеством старце Иове, преданном и послушном Богу. Но Сатана все время пытался отвратить его от лица Господа, и как-то раз он пришел к Богу. "Откуда ты пришел?" - спрашивал Бог Сатану. "Я ходил по земле и обошел ее, - отвечал Дьявол. "Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла". Тогда ответил сатана Господу: "Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его: и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и его стада распространяются по земле. Но ты простри руку Твою, и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?" Тогда Господь решил доказать врагу всего человечества, что сердце Иова преданного Ему, и что Иов будет продолжать любить Его, несмотря ни на что. Поэтому Бог сказал сатане: "Все, что у него, в руке твоей".
Дьявол, имея попущение, начал всеми способами вредить Иову. Он погубил всех его детей и разорил все его имущество. Но вместо того, чтобы похулить Бога, Иов сказал: "Господь дал, Господь взял, да будет имя Господне благословенно!" А жене он сказал: "Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?" Во всех своих словах Иов не согрешил перед Господом. Тогда сатана поразил его ужасной болезнью - проказой. Страдание Иова было велико, и он отчаялся.
Когда трое из его друзей услышали о постигшем его несчастье, то пришли утешить его. Но вместо проявления участия, они стали обличать его, говоря, что Бог не наказывает праведников. Иов же надеялся на всемогущего Создателя и ожидал помощи от Него. Никто не пожалел Иова, кроме Господа, который с любовью следил за ним. За все вынесенные страдания он вознаградил Иова сполна, у него родилось семь сыновей и три дочери. На всей земле не было таких прекрасных женщин, как дочери Иова.
Михаил Булгаков в романе "Мастер и Маргарита" показывает великую вещь - объединение светлых и темных сил ради спасения двух заблудших душ. Воланд на самом деле - часть той силы, что хочет зла, но вечно совершает благо. Так и было на протяжении всего романа - Воланд помогает мастеру и Маргарите найти друг друга. И дает возможность мастеру освободить своего героя Пилата от вечных страданий.
«Почему некоторые из вас так мало знают о дьяволе? Потому что вы так мало знаете о Святом Духе. У вас даже начинают появляться сомнения: да есть ли он этот дьявол? Почему это? Да потому что, ему нечего беспокоиться относительно вас, если вы ему не вредите и не приносите ущерба. Но если бы вы только начали жить в силе Святого Духа, весь ад поднялся бы на ноги, чтобы остановить вас!»
Вступление: Есть верующие, которые говорят: «самое главное — знать Иисуса Христа и Его Слово, а что касается сатаны, то меня не считайте — это не надо знать». На первый взгляд эта позиция является библейской, но это лишь на первый взгляд. Если мы внимательно читаем Библию, то увидим как часто она упоминает о сатане и его демонах. Одни только Евангелия чего стоят! Например больше чем половина Евангелия от Марка посвящена действиям сатаны в человеке и действиям Христа против него! Я думаю, что не случайно Бог позволил евангелистам описывать это так часто. Ведь это одна из основных нужд человечества и особенно тех, кто посвятил себя Иисусу Христу. Нам необходимо уметь противостоять врагу нашей души и нашей веры. Но как противостоять, если мы не знаем нашего врага? Поэтому, пусть Бог благословит нас рассмотреть хотя бы некоторые имена того, кто не хочет, чтобы мы знали это.
Сатана (Мф. 12:26) Самым распространенным именем падшего ангела — это сатана. По происхождению это еврейское слово (евр. «шатан») и значит оно «противник». Давайте немного обратимся к истории этого слова. Первоначально это слово употреблялось в значении противника вообще. Этим словом могли назвать просто человека, который чему-либо противился, например непослушный родителям сын или дочь, упорство подчиненного начальнику и пр. Так например в Чис. 22:22, 32 (в евр. тексте) говориться, что Ангел Господень вышел против Валаама в качестве сатаны, то есть в качестве противника, чтобы свести его с этого злого пути. Также в 3 Цар. 5:4 (в евр. тексте) написано: «нет противника (сатаны) и нет более препон». В более особом значении это слово употребляется в трех местах Ветхого Завета и часто в Новом Завете по отношению к самому упорному противнику Бога и всего доброго — падший херувим или сатана.
Почему его зовут Сатана?
На это вопрос нам поможет ответить история, которая имела место неизвестное никому время тому назад. Известно только, что случилось это еще до того, как Бог сотворил землю и первого человека — Адама. Было это так: среди прочих сотворенных Богом ангелов особо выделялся херувим по имени Люцифер , что в переводе значит «лучезарный, сияющий, носитель света, утренняя звезда» или, как мы читаем в синодальном переводе Библии, «денница, сын зари». Из Писания мы знаем, что до своего падения он находился в Эдеме, в саду Божьем. Одежды его были украшены всякими драгоценными камнями: рубин, топаз, алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул, изумруд, золото. Все это было в день его сотворения. Он был помазанным херувимом, чтобы осенять. Бог говорит ему: «Я поставил тебя на то; ты был на Святой горе Божьей, ходил среди огнистых камней», то есть задача его состояла в том, что охранять Божью гору — жилище Яхве. Но произошло что-то невообразимое: совершенный и абсолютно чистый херувим стал самым порочным существом во Вселенной!!! Далее Бог говорит ему: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззаконие. От красоты возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою, за то Я повергну тебя на землю» (Иез. 28:13–15). Таким образом сатана стал сатаной.
Как эти знания могут помочь мне в духовном росте?
Он является полной противоположностью Небесного Царства. Он сатана, потому что его желания полностью противоречат желаниям Бога. Эта мысль наводит на очень интересные размышления: если человек противится Божьим истинам, то это признак того, что в нем действует дух сатаны, скрытым или явным образом. Эта истина Священного Писания и об этом написано в Еф. 2:2 («…духа действующего в сынах противления»). Он противиться всему что Божье. И говоря о том, как знание этого имени может помочь в духовном росте можно с полной уверенностью сказать, что сатана — противник духовного роста детей Божьих. Он старается делать все, чтобы мы не достигли полного возраста Христова. Иногда ему это удается, потому что на это соглашаемся мы сами, поддаваясь различным обстоятельствам нашей жизни. Например, «я не успел почитать Библию, потому что много было работы на даче, я не достаточно уделял внимание молитве сегодня, потому что дети себя плохо вели» и пр. И таким образом, незаметно мы начинаем оказывать сопротивление Божьему и следовать человеческому, как это было в случае с Петром.
Дьявол (Откр. 12:10)
Это слово происходит от греческого, которое значит - «ложный обвинитель, клеветник», а также, по предложенному переводу одного словаря, «бьющий в спину или бьющий сзади «. Это имя встречается 34 раза в Новом Завете. Размышляя над значением этого имени сатаны и вспоминая, кем является для нас Христос, мы увидим захватывающую картину, которая случается каждый день с каждым из нас, хотя мы можем этого и не видеть. Сатана — это главный обвинитель, Христос и Дух Святой — адвокаты, а Бог-Отец — Судья. Если мы веруем в Иисуса как Господа и Спасителя и доверяем Ему каждый день, то это судебное разбирательство выигрываем мы, а если не веруем и не доверяем — проигрываем, со всеми вытекающими из этого последствиями: рабство, угнетенность и депрессии. Его главная задача — приходить к Богу и обвинять нас (Откр. 12:10). Это происходит день и ночь. Примерно это выглядит так: „Якобы твой раб Сергей только что согрешил, а еще пастырь церкви, а его жена Зоя плохо молится, а еще называется христианкой“ и т.п. По словам Эрика Нюстрема, также, одна из целей дьявола состоит в том, чтобы побуждать человека роптать на Бога и старается, чтобы человек искал своего, а не того, что Божье. Но в то же самое время обвиняет за это человека перед Богом (Иов. 1:6; Зах. 3:1; Лук. 22:31; Откр. 12:10).
Как эти знания могут помочь мне в духовном росте?
Один проповедник заметил в своей проповеди, что людям нравиться питаться чужими грехами. Эта мысль особо коснулась моего сердца. Ведь обговаривая других мы становимся приспешниками главного клеветника — дьявола. Клеветать — это не обязательно говорить неправду. Я не думаю, что дьявол настолько глуп, чтобы идти к Богу заведомо зная, что это плод его воображения. Напротив, он излагает правдивые факты. Это с одной стороны, но с другой стороны важно знать как он это излагает и зачем. Он говорит об этом Богу с ненавистью и делает это чтобы побудить Бога „поставить на нас крест“ как на законченных и неисправимых грешниках. То же самое касается и нас с вами. Люди часто говорят: „а что я плохого делаю, ведь я говорю только правду!!!“ Как они еще после этих слов спокойно спят не знаю. Та правда, которая убивает на самом деле не является правдой — по сути это клевета. Забываем мы иногда, что Божья правда исцеляет и дает выход человеку. Обратите внимание как провозглашали правду Божью пророки Его. В их проповедях, даже для самых законченных грешников, была надежда. А правда дьявола убивает, унижает и угнетает. Она отличается особой жестокостью по отношению к судьбе человека.
Велиар (2 Кор. 6:15)
Еврейское слово „Велиар“ ( «Блияаль») означает «злой, безбожный» или "недостойный ". Первоначально это слово могло относиться к любому злому человеку. В Библии это слово встречается только несколько раз: так например в 1 Цар. 25:14 о сыне Велиара, в 1 Цар. 1:16 о дочери Велиара, а в Суд. 19:22 о детях Велиара. В Пс. 17:5 говориться о потоках Велиара. Иногда этим словом евреи описывали смерть или погибель. В книге Наума 1:15 нечестивый в еврейском тексте называется Велиаром. Этим же словом Апостол Павел называет сатану. Не случайно Апостол Павел называет сатану Велиаром, потому что он не сохранил своего ангельского достоинства, он стал самим воплощением зла и безбожия. Все действия Велиара в мире на лицо: как при всех свидетельствах существования Бога большинство людей живут так, как будто Бога нет?! Конечно, если их спросить верят ли они в Бога, нет сомнений, многие из них ответят: «Да, я верю в Бога, Бог милосерд», но жизнь их переполнена делами Велиара, то есть недостойными делами, делами зла и безбожия. В какой-то степени это касается и нас — христиан.
Как эти знания могут помочь мне в духовном росте?
На самом деле знание того, что сатана — Велиар может здорово помочь в жизни нашего освящения. Но как? Велиар, как нам известно, значит «злой и недостойный». Источником и вдохновителем всякого зла и греха является он. О, если бы помнили всякий раз, когда к нам приходит искушение, что поддавшись ему мы не только огорчим нашего Небесного Отца, не только повредим себе, но угодим самому Велиару, то я думаю, что с «липучими» грехами у нас было бы гораздо меньше проблем. Вы только представьте на минуту, какую радость испытывает сатана, когда видит, что сын или дочь Небесного Царя делает то, что угодно ему! Это ужасная картина. Конечно, это не значит, что это относиться к каждому греху, но если бы мы помнили об этом.
Веельзевул (Лк. 11:15)
Еврейское слово «Веельзевул» («Бааль-Зевель») значит «господин мух или навозный бог» или, как сказали фарисеи, «князь бесовский». Эти определения представляют собой точное описание царства сатаны и его иерархии: сатана — господин, а бесы — это «мухи» . Учитывая значение этого имени сатаны, мы зададим себе вопрос: в чем выражаются конкретные действия «господина» и его «мух»? Для этого мы с вами, в качестве иллюстрации, рассмотрим роль мух в природе. Мухи — это насекомые, которые являются активными переносчиками болезнетворных микробов (например они были основными носителями чумной палочки). Мухи, также, способствуют разложению органики — они там, где смерть. Эти функции земных мух можно отнести и на счет Веельзевула и его «мух»: эти духовные существа являются активными переносчиками духовных инфекций, таких как заблуждение, ересь, злоба, гордость и т.п. Они там, где царствует смерть, то есть способствуют растлению человеческого сердца и его духа. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на мир и посмотреть на то, что делает грех с жизнью человека. Как эти знания могут помочь мне в духовном росте?
Прежде всего, давайте хранить духовную чистоту. Другого практического применения я не вижу для нас. Распространителем всей этой духовной заразы является Веельзевул, а мы иногда так просто поддаемся греху, не сознавая какими могут быть последствия для нашего духовного роста. Ангел света (2 Кор. 2:11–24)
Есть еще одно примечательное имя сатаны — Ангел света. Мы должны отдавать себе отчет в том, кем он был раньше. Ему не составляет труда предстать перед нами в качестве посланника Бога. Это же могут делать и остальные бесы. Они не настолько глупы, чтобы «показывать нам свои рога». Как вы думаете, почему на свете столько заблуждений? О, если бы люди помнили откуда ниспал сатана, то не последовали бы красивым словам лжеучителей и их ложным чудесам! Если бы только знали, что красивые слова и блистательность это еще не все признаки истинного благочестия! Ангел света может навести много яркого и, якобы, небесного света, чтобы человека увлечь с верного пути. Достаточно проанализировать современные заблуждения, чтобы понять, что истина и чистота учения Библии у них стоят на последнем месте (в лучшем случае на втором). Этот падший ангел через лжепророков будет обращать внимание человека на что-то грандиозное, впечатляющее, громкое, сенсационное и неповторимое, но истина Божья не заметно для людей останется в пренебрежении. От такого в свое время предостерегал Апостол Павел (Гал. 1: 8). О подобном предупреждал и Апостол Иоанн (1 Ин. 4:1–2).
Как эти знания могут помочь мне в духовном росте?
В таких случаях (впечатлений, сенсаций и т.п.) главное остаться духовно трезвыми, что, в свою очередь, позволит нам ясно мыслить и четко проанализировать: это учение Писания или нет. Ангел света хорошо знает психологию человека и основные его нужды: если человек одинок — он укажет ему «церковь», где много общения (мунисты — упор на понятие семейственности), если человека давит депрессия — он укажет ему место, где много радуются (харизматы — упор на совершенную радость победы) и пр. Эти нужды частично восполняются, но только для того, чтобы обольстить сердце человека. На самом деле превыше всех сенсаций и впечатлений — Слово Божье, которое всесторонне обновляет человека… Заключение: да хранит нас Господь от сатаны (он же дьявол, он же Велиар, он же ангел света и он же Веельзевул). Пусть эти знания всегда будут в нашем сердце, чтобы содержать себя в чистоте для Иисуса Христа!